Качества лидера, которым стоит поучиться у Буратино… или путь героя Золотого ключика

Есть ли качества лидера у Буратино? И в чем мораль его приключений?
Эти вопросы начали мучать меня примерно полгода тому назад, когда я впервые читала ребёнку старую-добрую сказку о Золотом ключике.
Из детства я помнила о Буратино только то, что у него был длинный нос. Под нос можно подвести такие качества лидера, как любознательность и умение задавать правильные вопросы.
Для начала неплохо, но на 200 страниц не тянуло. Ведь объяснить трехлетке эту мысль можно с помощью картинки того самого Буратино с тем самым носом.
В поисках мудрости я адресовала вопрос о смысле саги о Буратино мужу, друзьям и коллегам. Все отвечали по-разному, но так или иначе в 3-х жанрах:
— Жизненный: не надо во всем искать смысл.
Совет дельный, но меня от поисков смысла даже там, где его нет, никакие Дуремаровские пиявки не вылечат.
— Философский: а ключик то – фуфло. Буратино так и остался куклой, продолжает пахать в театре, только с декорациями получше и папой подобрей.
Как по мне, какой-то непроактивный ответ. Не то из круга забот Стивена Кови, не то из заброшенного пруда черепахи Тортилы.
— Библейский: Блудный сын Буратино убежал в театр вместо школы, не смотря на наставления папы Карло и Говорящего Сверчка. А потом доверился негодяям и подался в Страну Дураков с благими намерениями приумножить капитал………. Вернулся домой без денег, но с золотым ключиком. Был принят и обласкан Карло. Дальше жил долго и счастливо, играя себя же в кукольном театре папы.
Мораль «не ходите, дети, в Африку гулять» мне тоже сложно принять.
Ведь многоточие в предыдущем абзаце хочется заменить пересказом главного — Приключений. Да, с наивными мечтами и ошибками. Но и с победами, новыми друзьями, новыми знаниями и даже новым бизнесом, так сказать.
А представьте — вырезал бы Карло Буратино и зажили бы они долго, счастливо и неинтересно. Ни ключика, ни нового театра, ни друзей, ни врагов. Никакой трансформации, никакого пути героя.

Путь героя
Путь героя, кстати, — модная нынче концепция. Ее автор, Джозеф Кэмпбелл, исследователь мифологии. А «современными» иллюстрациями пути героя служат примеры приключений Гарри Поттера, Фродо или Дарта Вейдера. Буратино, знаете ли, мало чем им уступает.
Как завещает Говорящий Сверчок в самые первые часы жизни деревянного мальчика – Буратино ждут ужасные опасности и страшные приключения. И чем они ужаснее, опаснее и страшнее, тем отважнее он становится, там чаще демонстрирует качества лидера.
Он трансформируется, становится героем, но остается собой.
Сложность пути еще и в том, что он начинается не из четкого плана с конечной целью, а из зова и сомнений, интуиции и внутреннего голоса.
Вот почему концепция пути героя так созвучна с поиском себя, предназначения и смысла жизни.
Для Буратино зов — это непреодолимое желание попасть в театр, где он встречает своих будущих “союзников” — других кукол. Но не обходится и без «врагов» — лисы Алисы, кота Базилио, Карабаса Барабаса, желания быстрого и несоизмеримого с инвестициями дохода😊.
Как и любой «герой в пути», Буратино проходит ту самую классическую «точку смерти» в пруду возле Страны Дураков, куда его выбросили полицейские, наивно полагая, что бревно утонет.
Задорный и уверенный в себе плутишка превращается в “безмозглого, доверчивого дурачка с коротенькими мыслями”. Он сидит под луной на большом листе водяной лилии, мокрый, голодный, без золота и надежд.
Это переломный момент, самая глубокая точка кризиса.
После нее герой в мифах, как и в сказке Толстого, получает «подарок силы». Для Буратино — это золотой ключик от черепахи Тортилы.
Но подарком ни путь героя, ни история про Буратино не ограничиваются.
Дальше идет «испытание» битвой с врагами за право на ключ, дорога домой в прямом и переносном смысле, мастерство и, наконец, передача своей истории в собственном кукольном театре.
Пазл собран.

У каждого, кто проходит такой путь, есть качества лидера. И Буратино не исключение.
Итак, качества лидера, которыми обладает Буратино:
Умение общаться и вести переговоры
Помните, как Буратино хотел купить билет в театр?
Из ценного у него была только Азбука. Но переговоры он начал не с нее. Сначала он поинтересовался ценой. Потом попросил взаймы (без залога). Потом предложил что-то из своей бумажной одежды. И только поняв, что мальчик непреклонен, отдал Азбуку.
Кстати, заметьте, у кассира Буратино попросил билет на первый ряд.
Умение признавать ошибки и учиться на них
Деревянный человечек догадывается, что папа Карло отдает свою куртку за Азбуку. Ценит это и мечтает вернуть сторицей. Но в итоге доверяет негодяям и попадает в пруд Тортилы без денег и перспектив.
Плачет, раскаивается, признает все свои косяки. Получает ключик, а с ним и шанс изменить все к лучшему.

Аналитический склад ума и прозорливость
Даже вначале сказки у Буратино уже есть проблески connecting the dots.
Когда он кусает руку одного из разбойников, которые хотят отобрать у него монеты, то замечает, что это лапа. Потом, встретив Базилио с перевязанной лапой, он подозревает неладное.
Хоть и не до такой степени, как хотелось бы. Но будь Буратино крутым аналитиком с первых же страниц, сказка закончилась бы намного быстрее.
Уверенность в себе и умение здраво мыслить в критических ситуациях
Помните, когда куклы узнали, что Тортила окончательно выжила из ума и рассказала Карабасу, где Буратино и ключик?
Мальвина побледнела, Пьеро опрокинул кофейник с какао на платье Мальвины. Артемон расстроился вдвойне, так как в его обязанности входила стирка платьев Мальвины. Один Буратино начал набивать карманы печеньем, сахаром и конфетами.
И, параллельно, продумывать план бегства.

Умение делегировать, постоять за команду и выбить ресурсы
Когда Буратино осознал, что настал момент решающей битвы между куклами и компашкой негодников, состоящей из губернатора Страны Дураков Лиса и его полицейских собак, Карабаса Барабаса, Алисы и Базилио, он распределил обязанности согласно сильным сторонам людей в его команде.
Пьеро был способен только спасти Мальвину, а Артемон мог драться с полицейскими собаками. Сам же Буратино влез на верхушку итальянской сосны и начал верещать, призывая на помощь всех лесных обитателей.
У него неплохо получилось: на страшный бой на опушке леса прилетели стрижи, коршуны, ласточки. Потом подтянулись жабы с двумя ужами, готовыми погибнуть геройской смертью (всяко лучше,чем в желудке у цапли), семейство ежей, черно-бархатные шмели в золотых плащах, свирепые шершни, жужелицы и кусачие жуки.
Всем лидерам так бы уметь мобилизовать ресурсы!
Находчивость и смекалка
Это у Буратино “врожденное”.
Убегая от разбойников, Буратино хватает лебедя за лапы, чтобы тот перенес его через озеро.
Завязывает бороду Карабаса Барабаса вокруг итальянской сосны во время боя.
Прячется под хвост петуха, чтобы пробраться в харчевню.
А чтобы выведать, где находится дверь в потайную комнату, он превращается в завывающий голос из глубины кувшина и приказывает трусливому Карабасу и суеверному Дуремару срочно открыть тайну.

Аутентичность, харизма и забота о людях
Конечно, Буратино куклам нравится по определению, с самых первых сцен и несмотря на отсутствие манер, например, привычку кушать руками не пережевывая.
Помните, когда в театре Арлекин первым увидел Буратино? “Куклы схватили его, начали обнимать, целовать, щипать. К нам, к нам, веселый плутишка Буратино!”, — кричали они.
Но куклам нравился не только добрый нрав и задор Буратино. Куклы, как и люди, ценят тех, кто их уважает, любит и о них заботится.
Помните петуха, который помог Буратино пробраться незамеченным в харчевню, где после боя обедали Карабас Барабас с Дуремаром?
Так вот – Буратино назвал его господином главнокомандующим. А знаете, как этого же петуха называл хозяин харчевни? Именно, старым бульонным мясом.
Как думаете, для кого петух будет больше стараться? А если я скажу, что Буратино еще и угостил петю миндальной печенькой?
А когда Карло, Буратино и компания открыли новый театр, они не только пригласили туда других кукол. Они хорошенько накормили их горячей бараньей похлебкой с чесноком.
Счастливый конец или цикличность?
Представлением в новом театре Папы Карло и заканчивается сказка про Буратино.

Пока куклы тонут в овациях, Алиса с Базилио прячутся от дождя Карабас Барабас сидит в луже под дождем, а Дуремар живет надеждами, что его примут в театр на вакансию уборщицы.
Но мы то знаем, что все циклично.
Путь героя и путь лидера повторятся снова, а с ними — зов и неопределенность, поиск и подсказки, «драконы» и союзники, сомнения и вера в себя.
А еще повторится самое главное – ужасно классные и страшно интересные приключения.
Те самые приключения, через которые Толстому удалось передать самым юным читателям мудрость десятков книг по бизнесу и менеджменту, описать путь героя и основные качества лидера.
А вы читаете Буратино детям? Поделитесь своими выводами😊

Вам также могуть быть интересны:
- 7 Навыков высокоэффективных людей – обзор книги, конспект про парадигмы с цитатами и личными примерами, пост про правильный подход к планированию — долой списки, да зравствуют мечты!
- Публичные выступления — 7 ошибок, которые делают даже опытные спикеры. Никогда не повторяйте № 5.
- Отношения с менеджерами — 7 правил безопасного общения с медведями гризли и …вашим боссом
- Привычки — Йога 365 дней в году: выработать привычку и не сойти с ума (Антируководство к действию)
- Работа над собой — Победить страх и поймать волну: 7 практических советов для новичков, проверенных на себе и Тренинг по преодолению страха в горах Сьерра-де-Гуара
- Работа из дома — 7 типичных ошибок и личный опыт.