Эффективное планирование – долой списки, да здравствуют мечты!

16/05/2020 8 Автор Inna

Эффективное планирование — это 3-й из 7-ми навыков высокоэффективных людей Стивена Кови: «Сначала делайте то, что необходимо сделать сначала». Он завершает блок с вдохновляющим названием «Личная победа».

Раньше, услышав название 3-го навыка, я бы сразу же побежала что-то делать. Например, писать каллиграфическим почерком длинный список в новый, благоухающий типографией, блокнот. Минут через 15, вычеркнув из этого списка пару-тройку срочных дел и выдав себе эклер за героизм, я бы, в лучшем случае, двинулась дальше по перечню. В худшем – отвлеклась бы от намеченного на рабочую почту, звонки или срочные вопросы.

Сейчас я тоже иногда пишу списки. Но, чаще, я просто задаю себе один и тот же вопрос:

«Если бы моя жизнь закончилась сегодня – о чем бы я пожалела? О каких несделанных делах? О каких невоплощенных в жизнь мечтах? Или о каких несказанных словах?

Сделала ли я все от меня зависящее? Или так и не попробовала, потому что не верила в свои силы? Правильно ли я расставляла приоритеты?

Image by kalhh

Оставаться довольной своим ответом, мне помогает осознанное применение 3-х навыков, предлагаемых Кови:

  1. Будьте проактивны – отношение, философия жизни
  2. Начинайте, представляя конечную цель – ментальное воплощение цели или мечты
  3. Сначала делайте то, что необходимо сделать сначала – физическое воплощение (и тут уже свои лайфхаки)

В чем же магия этого трио?

I. Проактивность

Как 7 навыков Кови начинаются с 1-го «Будьте проактивны», так эффективное планирование начинается с веры, что в этом мире нам что-нибудь подвластно. Что в большом глобальном кругу забот, мы в силах найти наш маленький и уютный круг влияния.

И, чем больше мы находимся (и делаем что-то) там, в нашем центре влияния, тем шире он становится, поглощая непоглощаемые заботы.

Схематически это выглядит вот так:

image source

А еще, проактивность – это свобода выбора. Ведь даже, когда выбора нет, есть свобода реакции на происходящее. Реакции как в моменте, так и на длинной дистанции.

Лайфхак: зачастую мы реагируем не на реальность, а на картинку, которую нарисовал наш мозг.

Это знание, помогает вовремя остановиться. Сначала рассмотреть шедевр, сверить его с действительностью, и только потом формировать мнение или реакцию.

II. Конечная цель, миссия, мечта

«Начиная, представляйте конечную цель», — гласит 2-й навык. Я бы добавила: «И продолжая, тоже.»

Даже самое эффективное планирование это не цель, а инструмент её достижения. Важно знать, куда и зачем ты идешь.

Осознание конечной цели дает нам кучу бонусов, помимо шанса ее достичь. Оно помогает –

  1. поверить в «Я могу»
  2. избавиться от страхов и робости. Смело взять в руки микрофон, подняться на сцену и в тысячный раз задать себе и миру вопрос: «Как? Как мне добраться до мечты?»
  3. расширять круг влияния, например, попросив о помощи или пригласив других двигаться к цели вместе
  4. правильно реагировать на «неправильные» события
  5. вновь и вновь возвращаться «на маршрут».

Конечно, можно приходить в экстаз от новых программ и приложений или радоваться разноцветным маркерам, гладеньким стикерам в форме яблоко-груш или благоухающему типографией блокноту. Туда можно каждое утро записывать сто дел и каждый вечер вычеркивать десять из них с чувством гордости или никчёмности (в зависимости от того, что у вас обычно происходит со стаканом виски — полу полный он или полупустой).

Я не против получать удовольствие. Но с какой целью, граждане? Неужели вы мечтали о новой ручке или о старательно зачеркнутом 101-м пункте?

Image by StockSnap

Кови говорит про глобальное — жизнь, предназначение, миссию. Но можно и более локально — семью, работу, отпуск, год, месяц. Но, желательно, все же в привязке к глобальному и сокровенному.

А чтобы «помирить» глобальное и локальное, миссия может разбиваться на большие, как называет Стивен, камни — области, в которых вы хотите чего-то достичь. Все остальное тогда превращается в песок, который можно пустить по ветру и не заметить. Или который так же незаметно и без нашей помощи проникнет в нашу жизнь. И тогда надо брать в руки пылесос!

А я придумала себе метафору про воду и огород. Поливать огурцы, салат и малину, чтоб не сохло, чтобы вкусно. И сорнякам – бой!

III. Сначала делайте то, что нужно сделать сначала

И вот вы определились, какие камни хотите ворочать или какие огурцы выращивать (и огурцы ли, или таки малину).  Так ваша цель превратилась в ментальное творение, четкую визуализацию.

Теперь час 3-го навыка «Сначала делайте то, что нужно сделать сначала». И это уже физическое воплощение.

А физическое воплощение нужно (ура!) запланировать.

Взять рассаду, тяпку и лейку  и направиться в огород. Купить рассаду. Разбить огород. Дачу купить, чтобы огород был. Работу найти, чтобы дачу купить, чтобы огород был. И т.д.

Здесь, в зависимости от сложности, может и список нужен.

Но, помимо списка, эффективное планирование это:

  • планирование на отрезок времени длиной в неделю. В конце предыдущей или в самом начале недели. В идеале, в тихом месте и в конструктивное время (когда вы в фазе «я лучший огурце-садовод месяца»)
  • Интегрированное по всем сферам жизнедеятельности (грядкам, каменоломням) от работы и дома до спорта и друзей и всего-всего. Это важно. Не использование рабочего календаря для работы, а дальше «как пойдёт». В календаре должно быть все-все-все, что вы хотите, чтобы было в жизни.
  • Разбитое на маленькие отрезки – те самые магические 15 минут, которые, если наполнить смыслом, творят чудеса
  • Планирование важных вещей, и организация неважных (чтобы не мешали). Поэтому нужно осторожно относиться к спискам дел – список может оказаться, как тремя могучими скалами, так и тысячей мелких песчинок. А еще, говорят, длинные списки не помогают, а наоборот — вызывают стресс в организме.
  • Осознанное понимание, в каком квадрате (срочно/важно/не срочно/не важно) вы сейчас находитесь и как оттуда выбраться (если это не то, где вам хочется надо быть). Ниже те самые, классические, квадраты.
image source
  • А чтобы всегда находиться в правильном квадрате, большие камни превращаем в привычки (про то, как выработать привычку и не сойти с ума читайте здесь). А ещё лучше — в традиции
  • Если по какой-то причине вы не уверены, в каком квадрате находитесь, можно задавать себе вопросы: «А будет ли то, что я сейчас делаю, важно через год, два, пять?» или «Я сейчас просто работаю или меняю что-то к лучшему/ иду к поставленной цели?» или «Я сейчас нахожусь в круге влияния или в круге забот?»
  • Вопросы выше также могут помочь оставаться верными своим приоритетам в момент выбора и давления.
  • И куча-куча инструментов, которые придумали и используют другие люди и о которых есть отдельные прекрасные и подробные посты — вот прекрасный пример про трелло.

А как планируете вы? Какими инструментами, принципами и правилами пользуетесь? Поделитесь?

Вам также могут быть интересны: