Эффективное планирование – долой списки, да здравствуют мечты!
Эффективное планирование — это 3-й из 7-ми навыков высокоэффективных людей Стивена Кови (вот ссылки на электронную книгу на литрес с бесплатным фрагментом или на аудио): «Сначала делайте то, что необходимо сделать сначала». Он завершает блок с вдохновляющим названием «Личная победа».
Раньше, услышав название 3-го навыка, я бы сразу же побежала что-то делать. Например, писать каллиграфическим почерком длинный список в новый, благоухающий типографией, блокнот. Минут через 15, вычеркнув из этого списка пару-тройку срочных дел и выдав себе эклер за героизм, я бы, в лучшем случае, двинулась дальше по перечню. В худшем – отвлеклась бы от намеченного на рабочую почту, звонки или срочные вопросы.
Сейчас я тоже иногда пишу списки. Но, чаще, я просто задаю себе один и тот же вопрос:
«Если бы моя жизнь закончилась сегодня – о чем бы я пожалела? О каких несделанных делах? О каких невоплощенных в жизнь мечтах? Или о каких несказанных словах?
Сделала ли я все от меня зависящее? Или так и не попробовала, потому что не верила в свои силы? Правильно ли я расставляла приоритеты?
Оставаться довольной своим ответом, мне помогает осознанное применение 3-х навыков, предлагаемых Кови:
- Будьте проактивны – отношение, философия жизни
- Начинайте, представляя конечную цель – ментальное воплощение цели или мечты
- Сначала делайте то, что необходимо сделать сначала – физическое воплощение (и тут уже свои лайфхаки)
В чем же магия этого трио?
I. Проактивность
Как 7 навыков Кови начинаются с 1-го «Будьте проактивны», так эффективное планирование начинается с веры, что в этом мире нам что-нибудь подвластно. Что в большом глобальном кругу забот, мы в силах найти наш маленький и уютный круг влияния.
И, чем больше мы находимся (и делаем что-то) там, в нашем центре влияния, тем шире он становится, поглощая непоглощаемые заботы.
Схематически это выглядит вот так:
А еще, проактивность – это свобода выбора. Ведь даже, когда выбора нет, есть свобода реакции на происходящее. Реакции как в моменте, так и на длинной дистанции.
Лайфхак: зачастую мы реагируем не на реальность, а на картинку, которую нарисовал наш мозг.
Это знание, помогает вовремя остановиться. Сначала рассмотреть шедевр, сверить его с действительностью, и только потом формировать мнение или реакцию.
II. Конечная цель, миссия, мечта
«Начиная, представляйте конечную цель», — гласит 2-й навык. Я бы добавила: «И продолжая, тоже.»
Даже самое эффективное планирование это не цель, а инструмент её достижения. Важно знать, куда и зачем ты идешь.
Осознание конечной цели дает нам кучу бонусов, помимо шанса ее достичь. Оно помогает –
- поверить в «Я могу»
- избавиться от страхов и робости. Смело взять в руки микрофон, подняться на сцену и в тысячный раз задать себе и миру вопрос: «Как? Как мне добраться до мечты?»
- расширять круг влияния, например, попросив о помощи или пригласив других двигаться к цели вместе
- правильно реагировать на «неправильные» события
- вновь и вновь возвращаться «на маршрут».
Конечно, можно приходить в экстаз от новых программ и приложений или радоваться разноцветным маркерам, гладеньким стикерам в форме яблоко-груш или благоухающему типографией блокноту. Туда можно каждое утро записывать сто дел и каждый вечер вычеркивать десять из них с чувством гордости или никчёмности (в зависимости от того, что у вас обычно происходит со стаканом виски — полу полный он или полупустой).
Я не против получать удовольствие. Но с какой целью, граждане? Неужели вы мечтали о новой ручке или о старательно зачеркнутом 101-м пункте?
Кови говорит про глобальное — жизнь, предназначение, миссию. Но можно и более локально — семью, работу, отпуск, год, месяц. Но, желательно, все же в привязке к глобальному и сокровенному.
А чтобы «помирить» глобальное и локальное, миссия может разбиваться на большие, как называет Стивен, камни — области, в которых вы хотите чего-то достичь. Все остальное тогда превращается в песок, который можно пустить по ветру и не заметить. Или который так же незаметно и без нашей помощи проникнет в нашу жизнь. И тогда надо брать в руки пылесос!
А я придумала себе метафору про воду и огород. Поливать огурцы, салат и малину, чтоб не сохло, чтобы вкусно. И сорнякам – бой!
III. Сначала делайте то, что нужно сделать сначала
И вот вы определились, какие камни хотите ворочать или какие огурцы выращивать (и огурцы ли, или таки малину). Так ваша цель превратилась в ментальное творение, четкую визуализацию.
Теперь час 3-го навыка «Сначала делайте то, что нужно сделать сначала». И это уже физическое воплощение.
А физическое воплощение нужно (ура!) запланировать.
Взять рассаду, тяпку и лейку и направиться в огород. Купить рассаду. Разбить огород. Дачу купить, чтобы огород был. Работу найти, чтобы дачу купить, чтобы огород был. И т.д.
Здесь, в зависимости от сложности, может и список нужен.
Но, помимо списка, эффективное планирование это:
- планирование на отрезок времени длиной в неделю. В конце предыдущей или в самом начале недели. В идеале, в тихом месте и в конструктивное время (когда вы в фазе «я лучший
огурце-садовод месяца») - Интегрированное по всем сферам жизнедеятельности (грядкам, каменоломням) от работы и дома до спорта и друзей и всего-всего. Это важно. Не использование рабочего календаря для работы, а дальше «как пойдёт». В календаре должно быть все-все-все, что вы хотите, чтобы было в жизни.
- Разбитое на маленькие отрезки – те самые магические 15 минут, которые, если наполнить смыслом, творят чудеса
- Планирование важных вещей, и организация неважных (чтобы не мешали). Поэтому нужно осторожно относиться к спискам дел – список может оказаться, как тремя могучими скалами, так и тысячей мелких песчинок. А еще, говорят, длинные списки не помогают, а наоборот — вызывают стресс в организме.
- Осознанное понимание, в каком квадрате (срочно/важно/не срочно/не важно) вы сейчас находитесь и как оттуда выбраться (если это не то, где вам хочется надо быть). Ниже те самые, классические, квадраты.
- А чтобы всегда находиться в правильном квадрате, большие камни превращаем в привычки (про то, как выработать привычку и не сойти с ума читайте здесь). А ещё лучше — в традиции
- Если по какой-то причине вы не уверены, в каком квадрате находитесь, можно задавать себе вопросы: «А будет ли то, что я сейчас делаю, важно через год, два, пять?» или «Я сейчас просто работаю или меняю что-то к лучшему/ иду к поставленной цели?» или «Я сейчас нахожусь в круге влияния или в круге забот?»
- Вопросы выше также могут помочь оставаться верными своим приоритетам в момент выбора и давления.
- И куча-куча инструментов, которые придумали и используют другие люди и о которых есть отдельные прекрасные и подробные посты — вот прекрасный пример про трелло.
А как планируете вы? Какими инструментами, принципами и правилами пользуетесь? Поделитесь?
Вам также могут быть интересны:
- Электронная книга 7 Навыков высокоэффективных людей Стивена Кови на литрес с бесплатным фрагментом или на аудио)
- 7 Навыков высокоэффективных людей –мои посты: обзор книги, конспект про парадигмы с цитатами и личными примерами
- Качества лидера и путь героя — Качества лидера, которым стоит поучиться у Буратино… или путь героя Золотого ключика
- Отношения с менеджерами — 7 правил безопасного общения с медведями гризли и …вашим боссом
- Привычки — Йога 365 дней в году: выработать привычку и не сойти с ума (Антируководство к действию)
- Работа над собой — Победить страх и поймать волну: 7 практических советов для новичков, проверенных на себе и Тренинг по преодолению страха в горах Сьерра-де-Гуара
- Работа из дома — 7 типичных ошибок и личный опыт.
Благодарю! Очень уважаю Стивена Кови.
Вы так хорошо разложили все по полочкам, с радостью воспользуюсь Ваши ми советами
Наталья, спасибо! Очень рада виртуальной встрече с фанатом Кови:) Будем на связи!
Мне нравится идея про мечты!! Говорят, мечтать надо 25 процентов времени от всего времени, затраченного на проект.
Аня, спасибо) прекрасная пропорция;) согласна, и, наверное, не намного больше — надо ж ещё когда-то и сам проект реализовывать;))
Я планирую на год, потом каждый месяц, стараясь сверяться с тем, что у меня было в планах на год, хотя бывает, что какие-то цели изменяются или отваливаются за необходимостью. Ну и планирую каждый день, на неделе должны быть обязательно 2-3 дела, что двигает меня к мечтам.
Лена, спасибо! это классная идея — планировать ещё и месяц) у меня есть год и неделя, но про месяц не задумывалась, хотя логично;)))
First things first это прекрасная тема!) Спасибо за пост и напоминание!
Спасибо, Ксюша! Рада, что полезно)